|
История, статьи, очерки
Фотографии нашего времени
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Фотографии прошлых лет
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Разные Фото
Виртуальные Экскурсии
Карты города и окрестностей
Полезная информация
Гостевая
О Проекте
|
“ЧУДО-ПТИЦЫ” Самым древним занятием чернореченцев считается постройка деревянных судов. Селяне, жившие вблизи большой реки, издавна использовали для передвижения по ней, перевозки грузов плоскодонные челны, шитики, ладьи - ушкуи. Со временем потребовалось придумать совсем новый тип судна - более емкий, плоскодонный (для уменьшения осадки), более легкий на ходу при полной загрузке, с минимальными удобствами для людей. По преданию, событие, происшедшее в Черноречье в 1722 году, всколыхнуло жизнь лесного края. Корабли Петра I, плывшие по Оке через Нижний Новгород в Азовский поход, стали на якорь возле устья речки Черной. Самодержец, осмотрев здешний сосновый лес, приказал устроить верфь, а местным жителям заняться судостроением для государева дела. В качестве образца из Голландии в Черноречье доставили судно "рейс-шиф", получившее у нас русское название "расшива". С этим случаем связана любопытная история. Вероятно, по причине плохого досмотра и прошествия изрядного количества лет эта заграничная посудина затонула. В начале XIX века крестьяне из Бабушкина вытащили из Святого озера брусья и бревна чудной отделки, которую никак нельзя было признать за работу местных судовых дел мастеров. Это послужило поводом к рождению толков. "Вестимо дело, - судачили старожилы, - у окиян-моря есть пучины, которые имеют подземные сообщения с озером. В морскую пучину увлекаются корабли и разбиваются там вдребезги, доски и брусья от таких кораблей подземными каналами и приносит в озеро. Так, надоть быть, и никак иначе. У нас по Святу-озеру суда морские не плавали, одни лодки. Отколе же взялись такие бревна, как не из окиян-моря?" Возможно, это всплыли останки голландского судна, некогда доставленного в Черноречье по приказу царя Петра. Судостроению на Оке чернорецких мужиков обучали коломенские и де-диновские мастера. К работе приступали к концу лета, а весной по большой воде суда спускались в Оку. Проплывали они с судоверфей села Черного, Растяпина, Колодкина, Бабина, Юрьевца.
Расшива. Модель судна, экспонат городского краеведческого музея Подобно гигантским птицам скользили по окской волне легкие на ходу чернорецкие расшивы - плоскодонные парусные суда грузоподъемностью 25 - 30 тысяч пудов. Ярко-красное солнце или сирены с загнутыми рыбьими хвостами украшали их переднюю бортовую часть. Кроме того, борт по верху и корма расписывались узорами, глухой резьбой по дереву, иногда покрытой позолотой. На наружной стороне носовой части нередко вырезалась надпись "Бог - моя надежда", название судна или имя, фамилия владельца. На клотике мачты красовался жестяной флюгер с изображением Георгия Победоносца на коне либо Михаила Архангела с трубой. Там же на самом верху вместо флага развевалась алая или белая длинная лента. Особая гордость расшивы - парус, выполненный из высококачественного материала шириной по длине судна до 25 саженей, в высоту 15 - 20 саженей. По течению реки расшива двигалась до 60 верст в день, вверх по течению реки ее тянули бурлаки. Заслуженной славой пользовались знаменитые чернорецкие ос-ламки - небольшие грузовые суда полуморского типа, с двумя мачтами для большого и малого паруса, с составом команды в 3 - 4 человека. Эти юркие суденышки в 50-е годы XIX века ценились от 500 до 1000 рублей серебром. Осламки, горшечницы, дощанки, рыбницы - суда, приспособленные для перевозки грузов. Владельцы судов назывались тогда судовщиками. Это были в большинстве своем крестьяне, имевшие под руками хороший строевой лес и возможность строить.
|
© Использованы материалы книги Шальнова С.М. “Дзержинск – наш дом” (Издательство «Литера», 1999)