dzerzhinsk-nnov.narod.ru
История, статьи, очерки
Фотографии нашего времени
Фотографии прошлых лет
Разные Фото
Виртуальные Экскурсии
Карты города и окрестностей
Полезная информация
Гостевая
О Проекте

Принцип Актуальности

“ЧУДО-ПТИЦЫ”

Самым древним занятием чернореченцев считается постройка деревянных судов. Селяне, жившие вблизи большой реки, издавна использовали для передвижения по ней, перевозки грузов плоскодонные челны, шитики, ладьи - ушкуи. Со временем потребовалось придумать совсем новый тип судна - более емкий, плоскодонный (для уменьшения осадки), более легкий на ходу при полной загрузке, с минимальными удобствами для людей.

По преданию, событие, происшедшее в Черноречье в 1722 году, всколыхнуло жизнь лесного края. Корабли Петра I, плывшие по Оке через Нижний Новгород в Азовский поход, стали на якорь возле устья речки Черной. Самодержец, осмотрев здешний сосновый лес, приказал устроить верфь, а местным жителям заняться судостроением для государева дела.

В качестве образца из Голландии в Черноречье доставили судно "рейс-шиф", получившее у нас русское название "расшива". С этим случаем связана любопытная история. Вероятно, по причине плохого досмотра и прошествия изрядного количества лет эта заграничная посудина затонула. В начале XIX века крестьяне из Бабушкина вытащили из Святого озера брусья и бревна чудной отделки, которую никак нельзя было признать за работу местных судовых дел мастеров. Это послужило поводом к рождению толков. "Вестимо дело, - судачили старожилы, - у окиян-моря есть пучины, которые имеют подземные сообщения с озером. В морскую пучину увлекаются корабли и разбиваются там вдребезги, доски и брусья от таких кораблей подземными каналами и приносит в озеро. Так, надоть быть, и никак иначе. У нас по Святу-озеру суда морские не плавали, одни лодки. Отколе же взялись такие бревна, как не из окиян-моря?" Возможно, это всплыли останки голландского судна, некогда доставленного в Черноречье по приказу царя Петра.

Судостроению на Оке чернорецких мужиков обучали коломенские и де-диновские мастера. К работе приступали к концу лета, а весной по большой воде суда спускались в Оку. Проплывали они с судоверфей села Черного, Растяпина, Колодкина, Бабина, Юрьевца.


Расшива. Модель судна,
экспонат городского краеведческого музея


Подобно гигантским птицам скользили по окской волне легкие на ходу чернорецкие расшивы - плоскодонные парусные суда грузоподъемностью 25 - 30 тысяч пудов. Ярко-красное солнце или сирены с загнутыми рыбьими хвостами украшали их переднюю бортовую часть. Кроме того, борт по верху и корма расписывались узорами, глухой резьбой по дереву, иногда покрытой позолотой. На наружной стороне носовой части нередко вырезалась надпись "Бог - моя надежда", название судна или имя, фамилия владельца. На клотике мачты красовался жестяной флюгер с изображением Георгия Победоносца на коне либо Михаила Архангела с трубой. Там же на самом верху вместо флага развевалась алая или белая длинная лента. Особая гордость расшивы - парус, выполненный из высококачественного материала шириной по длине судна до 25 саженей, в высоту 15 - 20 саженей. По течению реки расшива двигалась до 60 верст в день, вверх по течению реки ее тянули бурлаки.

Заслуженной славой пользовались знаменитые чернорецкие ос-ламки - небольшие грузовые суда полуморского типа, с двумя мачтами для большого и малого паруса, с составом команды в 3 - 4 человека. Эти юркие суденышки в 50-е годы XIX века ценились от 500 до 1000 рублей серебром. Осламки, горшечницы, дощанки, рыбницы - суда, приспособленные для перевозки грузов. Владельцы судов назывались тогда судовщиками. Это были в большинстве своем крестьяне, имевшие под руками хороший строевой лес и возможность строить.

к оглавлению
« 7 8 9 10 11 12 13 14 15 »

© Использованы материалы книги Шальнова С.М. “Дзержинск – наш дом” (Издательство «Литера», 1999)

Используются технологии uCoz