|
История, статьи, очерки
Фотографии нашего времени
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Фотографии прошлых лет
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Разные Фото
Виртуальные Экскурсии
Карты города и окрестностей
Полезная информация
Гостевая
О Проекте
|
МОСКОВСКОЕ ШОССЕ В середине XIX века по северной границе Чернорецкой волости было проложено шоссе, связавшее Нижний Новгород с Москвой. Обустроенное к началу 50-х годов XIX века, шоссе пролегало, видимо, по лесной дороге, которую проторили некогда люди либо торговые, либо военные. Путь из Москвы в Нижний до постройки Московского шоссе был другим. И проходил он по правому берегу Оки. В народе этот тракт называли Владимиркой, в служебных бумагах - Сибирским. Вел он от Владимира в Нижний, а затем в Казань и дальше - в Приуралье, Сибирь. Путники прибывали из Москвы во Владимир, двигаясь от него по направлению к современной магистрали Москва - Нижний Новгород. Затем дорога раздваивалась: один путь лежал через Судогду на Муром и далее вдоль правого берега Оки до самого Нижнего, второй же путь вел от Владимира на Вязники, Гороховец и выходил к устью Клязьмы. Здесь на перевозе в Лисенках переправлялись через Оку, затем ехали в Горбатов. В районе современного Богородска соединялся он с первой дорогой, что вела в Нижний через Муром. Путь от Владимира через Вязники, Гороховец, Горбатов носил название Старо-Московская дорога. Он и был продолжением знаменитой Владимирки, печально известной тем, что по ней гнали в Сибирь закованных в кандалы преступников. Другой путь до Нижнего вел от Владимира в объезд лесов и болот, с севера по линии Мыт - Пурех - Балахна. Путевые мытарства путешествующих от Москвы до Нижнего Новгорода продолжались от семи до десяти суток при непрерывной тряске со сменой лошадей на почтовых станциях. К началу 50-х годов XIX века, в царствование Николая I, когда было обустроено новое шоссе по левобережью Оки, старые дороги на Нижний Новгород потеряли свое былое значение. Новое шоссе, названное Московским, начинало свой бег в Кунавинской слободе, на территории Нижегородской ярмарки. Оно значительно сокращало путь торговым караванам и пассажирам, следовавшим на волжский торг. В "Военно-статистическом обозрении" издания 1852 года сообщалось: "Шоссе проведено по направлению от Нижнего Новгорода через Владимир в Москву, оно проходит по Балахнинскому уезду только в 52 с половиной версты и пролегает по местности совершенно ровной. На всем его протяжении с обеих сторон тянется густой лес, большей частью болотистый, и, кроме двух станций - Орловки, в которой три двора, и Черноречья (Чернорецкие Дворики. -Авт.), в которой четыре двора, нет ни одного селения по тракту, только изредка встречаются отдельно стоящие постоялые дворы". Сравнительно благоустроенное шоссе позволило установить между Москвой и Нижним пассажирское сообщение. Кареты, дилижансы отправлялись из губернского города два раза в неделю. "Почтовый дорожник" тех лет указывал на стоимость проезда по новому шоссе - полторы копейки за версту. Езда по Московскому тракту в те времена, видимо, была небезопасной. Проложенное через дремучие леса и малонаселенную местность, шоссе привлекало многочисленные воровские шайки, промышлявшие на безлюдной дороге и укрывавшиеся в чернорецкой глухомани. Не случайно во время ярмарки ведущие к шоссе лесные дороги брал под охрану специально прибывший с этой целью полк бравых уральских казаков. Список населенных мест Нижегородской губернии 1859 года отмечает некоторое оживление в освоении местности возле шоссе от Нижнего до Владимира. Появляются на дороге постоялые дворы городецкого Федоровского монастыря, а также помещиков Зубова, Турчанинова. Расстраиваются Чернорецкие Дворики (ныне часть п. Пыра на Московском шоссе). Здесь расположилось обширное хозяйство Н.И.Рябикова - зажиточного крестьянина из деревни Желнино. Рядом с ним добротное подворье вдовы Марии Ивановой, дом крестьянина Ильи Осипова, переселившегося из села Черного; хозяйство Козьмы Грачева - переселенца из деревни Желнино; манеж для выгула лошадей Погуляева; просторное подворье нижегородского купца Д.И.Климова. К 1879 году домов в Двориках прибавляется: построили свои хоромы С.В.Звягин, Я.Т.Валенков, Ф.Ф.Шишкин. Крестьянин Яков Тимофеевич Валенков имел в своем хозяйстве, кроме жилого дома, многочисленные постройки, собственную кузницу. Возле почтовой станции располагался постоялый двор. В 1851 году он был сдан с торгов в аренду нижегородскому купцу Климову. Это был просторный двухэтажный дом с мезонином. Рядом - конюшни, сеновал, колодец, несколько амбаров, баня, погребица. Пассажиры в доме ожидали смену лошадей, чтобы продолжить путь. В Чернорецких Двориках находился дом для этапной команды. Московское шоссе не слышало кандального звона и унылого ропота бредущих по этапу арестантов. По шоссе они переправлялись в пересыльную тюрьму Нижнего Новгорода на лошадях. В зимнее время на Чернорецкий этап определялось до пяти конных троек. На каждую из них, кроме ямщика, в пролетку усаживалось по четверо ссыльных-каторжан и один жандарм. В этапном доме ждала смены охрана для дальнейшего следования по этапу. С открытием в 1862 году железной дороги Москва - Нижний Новгород этапный порядок для следования осужденных постепенно ушел в прошлое. Заключенных стали перевозить в специальных вагонах "по железке". Какой рассказ о жизни большой дороги обходится без историй о разбойниках! Есть такие предания, передаваемые из поколения в поколение, и у старожилов Чернорецких Двориков. Одно время на Московском шоссе промышляла шайка Круглова с Сеймы. Состоял главарь в сговоре с жителем Двориков. Заманивал тот припозднившихся путников в свой дом переночевать. Там их сонных и убивали. Будто бы спустя много лет стали на этом месте новый дом строить, копнули, а в земле кости человеческие оказались. Так и бросили место, обошли стороной. Московское шоссе, соединившее кратчайшим путем Нижний Новгород со столицей, сыграло, видимо, решающую роль при выборе места прокладки железной дороги Москва - Нижний Новгород. Первоначальным проектом предполагалось проложить ее по правому берегу Оки, рядом со Старо-Московским трактом. Трудно судить, благом ли обернулось это для наших мест. Пройди железная дорога по правому берегу, возможно, долго бы еще шумели на нашей стороне вековые дубравы, нежились под солнцем корабельные сосны, наслаждались местные жители и дачники из губернского города чистым воздухом, купались в кристальной окской воде, не замутненной химическими продуктами.
|
© Использованы материалы книги Шальнова С.М. “Дзержинск – наш дом” (Издательство «Литера», 1999)