|
История, статьи, очерки
Фотографии нашего времени
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Фотографии прошлых лет
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Разные Фото
Виртуальные Экскурсии
Карты города и окрестностей
Полезная информация
Гостевая
О Проекте
|
Житейские заботы Молодые селились в доме отца мужа. Со временем по мере накопления средств они могли возвести себе дом, отделиться от отцовского хозяйства. Постройка жилья в три окна обходилась чернорецкому новоселу по ценам 2-й половины XIX века в сто рублей: семьдесят стоил лес, тридцать платили плотникам, если сами не владели ремеслом. Амбар, клеть, овин, погребица, баня - необходимые в хозяйстве постройки, еще плюс рублей сто двадцать. Незатейливую меблировку в горнице: лавки, стол, полати, полки - ладили сами или плотники. На все уходило три рубля.
Красный угол в доме чернорецкого крестьянина. Раздел экспозиции городского краеведческого музея Домашнюю скотину чернорецкие крестьяне покупали либо у односельчан, либо в соседних деревнях, а то отправлялись на базар в Нижний, в Богородск. Крестьяне Мысовской волости ездили на торжище в Горбатов, Гороховец. Корову выторговывали рублей за 25 - 30, доброго коня - за 30 - 50, овца стоила рубль с полтиной. Коров держали почти в каждом доме, да зачастую не одну, лошадей также по две-три, овец - по семь-восемь голов. Как бы трудно ни приходилось, старались запастись сеном на всю зиму - и это удавалось. Если в семье старшие были заняты промыслом, в страдную пору нанимали косцов со стороны, пахотный надел сдавали в аренду сельчанам, остававшимся на лето дома. Так, в Выселках села Черного в 1910 году на 181 двор приходилось 114 коров, в Решетихе на 151 хозяйство - 111 коров, из 127 желнинских хозяйств коров содержали 80. Овец особенно много разводили в Бабине, Игумнове, а вот коз можно было встретить лишь в Колодкине. Свиней в Черноречье держали редкие хозяева, совсем без скотины на подворье в волости, по сведениям 1889 года, обходилось 16,5 процента домовладельцев, без лошадей и коров - 20 процентов. В те времена безлошадные крестьяне могли быть лишь в тех местах, где мало плодородной земли и существовал выгодный промысел. Чернорецкие крестьяне в начале XIX века одевали себя большей частью сами:
женщины по зимам ткали полотно - холст на всю семью. С тех пор как начали зарабатывать деньги промыслом, домотканые одежды носили лишь старики и старухи. Женский головной платок в лавке села Черного приобретался за тридцать копеек, полусапожки на заказ обходились в рубль с полтиной. Лапти ценой по девять копеек за пару чернорецкие крестьяне обували уже с середины прошлого века лишь в сенокосную пору. Пары хватало при постоянной носке на две недели. По зимам облачались в теплые полушубки из овчины, а высшим шиком по праздникам считалось пальто на вате, длиннополый сюртук у мужчин, лисьи и енотовые шубы. Местные хозяйки швейным делом не занимались, оттого все с нетерпением ждали по глубокой осени прибытия в Черноречье костромских мастеров. За зиму они обшивали жителей, поселившись на время работы в доме заказчика.
Крестьянский сход в Растяпине. Конец XIX в. Как завелись в карманах у чернорецких селян денежки, так получило распространение в домах питие чая из самовара с "конспектами", с сахаром, открывались в селениях мелочные лавки, где шла бойкая торговля "фруфтами", то есть пряниками, кренделями, орехами, изюмом, а также крупами, ситцем и другим нужным в хозяйстве товаром. Кроме того, разъезжали по деревням на подводах торговцы мукой, мясом. Они так дорожили своими клиентами, что давали свой товар в долг. Ржаную муку в Черноречье везли из Арзамаса, Горбатовского уезда, пшеничную - из Дальнего Константинова, с Сеймы. На хлебном базаре в Павлове пшеничная мука в 1871 году ценилась от 50 коп. до рубля за мешок, в Богородске ржаную покупали по 18 коп. за пуд (16 кг 380 г), гречу брали по рубль двадцать за пуд. Картошка стоила 9 коп. за меру, фунт сливочного масла (450 г) - 25 коп. Питались чернореченцы в прошлом веке кашами, лапшой, похлебкой, хлебали щи с говядиной, ели речную и озерную рыбу, пили молоко и квас, регулярно соблюдали посты, не употребляя в эти дни скоромного. Оставшиеся дома на лето крестьяне обрабатывали не только свой земельный надел, размер которого зависел от количества мужских душ в семье, но и брали в аренду землю тех, кто уходил на промысел. Часть надела - под пашней, остальное - под покосом и лесом. Крестьяне, удобрив скудные земли навозом, сеяли рожь, овес, немного гречи, выращивали картофель, причем с трех посаженных мер на усадьбе в 1/8 десятины (десятина = 1,09 га) по осени в благоприятное время выкапывали по 40 мер. Рожь в наших местах родилась скудно, давала чуть ли не самые низкие урожаи во всем уезде. В Мысовской волости сеяли лен. С развитием промышленных производств некоторые селяне Чернорецкой и Мысовской волостей забрасывали земледелие и становились наемными рабочими местных фабрик и заводов. В деревнях Мысовской волости (ныне Володарский район) в конце XIX века селятся выходцы из других уездов Нижегородской и соседней Владимирской губернии. Они находят себе работу на железной дороге, на мельнице Бугрова. Эти люди считались пришлыми, не приписывались к сельскому обществу, а потому не наделялись общинной землей, предпочитая все покупное. Возделывали огороды, выращивали для себя нехитрые овощи: капусту, репу, лук, чеснок.
Улица в селе Желнине. Нач. XX в. Во все времена чернореченцев выручали щедрые дары окрестных лесов. Возами из лесу возили белые, черные грибы, грузди, рыжики. Не только для себя запасы делали, но и пудами сбывали скупщикам, разъезжавшим по волости. Многие предприимчивые чернореченцы зарабатывали на грибах по сто рублей за самый короткий срок. В те далекие времена слыли наши земляки-чернореченцы людьми состоятельными, зажиточными, ставшими таковыми за счет природной сметки, трудолюбия. Из-за щедрости жителей нищие особенно любили ходить в Желнино. Молва округу облетела, что там, мол, подаяние дают не хлебом, а пирогами. Так оно и было. Благодаря отхожему промыслу на Волге и Каспии селяне лапти сменили на сапоги с галошами, а армяк - на пиджаки из добротной материи. Заводили на подворье множество скотины. Избы, крытые соломой, в чернорецких деревнях почти перестали встречаться уже с начала XIX столетия. В 1854 году писатель П.И.Мельников-Печерский не без восхищения замечал: "Отличается Нижегородская губерния красивой поместительной постройкой крестьянских домов, но в ней нигде нет таких обширных и поместительных домов, как в Чернорецкой волости. Деревня Желнино особенно замечательна в этом отношении".
Михаил Андреевич Бурлаков, инженер-путеец, сын крестьянина, служившего представителем фирмы братьев Кузнецовых из Желнина. Нач. XX в. Впечатляют старинные дома в Растяпине (п.Дачное), в Бабине, Игумнове. Многие из творений искусных мастеров плотницкого дела второй век доживают, а прочными и основательными до сего времени кажутся. Судить о достатке хозяев в ту пору можно по убранству и отделке ворот. Устроены они были на крепких столбах, связаны, как правило, в два креста с калиткой, крыты тесовой кровлей, на князьке резным гребнем или небольшим шатриком украшены. Избы ладили из лучшего для хоромного строения леса - выдержанных сосен-великанов, на высоких подклетях. Дубы в два обхвата шли при строительстве для нижних венцов и стульев под углы сруба. С середины XIX века строители стали подменять их кирпичными фундаментами. Зажиточные крестьяне (в Желнине, например, Тарасовы, Рябиковы, Бурлаковы, Крицковы и другие) во всем старались не отстать от купечества: возводили для себя деревянные двухэтажные хоромы с каменными погребами, кладовыми. По-разному старые строения выглядят, а внутри планировка схожа. На первом этаже - просторные сени с несколькими чуланами, каморами. Здесь же в двух жилых помещениях располагались кухни с русскими печами с обширными лежанками, полатями у потолка. В одной кухне семья трапезничала, в другой, что размером поменьше, жила прислуга, здесь же готовили пищу для хозяйской живности. Крутая лестница с массивными точеными балясинами ведет на второй этаж. Из теплого коридора распахиваются двери, инкрустированные деревом ценных пород. В светлой просторной горнице, обставленной добротной мебелью, принимали гостей, по вечерам собиралась семья, отдыхая на удобных диванах и креслах. Особую строгость, торжественность помещению придают массивные бронзовые ручки на дверях, печки-голландки, облицованные белой глазурью, потолки праздничны и нарядны. В доме Крицкова в Желнине они расписаны ярким многокрасочным орнаментом, по углам потолка и в центре изображены вазоны с цветами, фруктами. Обязательная принадлежность любого старого дома в Черноречье - красный угол. Так называлось место, где висела божница, обращенная, как правило, на юг или восток. Кроме икон, на божнице хранили освященные предметы: веточки вербы, склянку со святой водой, венчальные свечки. Место за столом в красном углу считалось самым почетным: оно предназначалось для хозяина, священника, почетного гостя. Свято чтил и соблюдал православный люд заповеди Христовы. Но все же и в те времена находились люди, преступавшие черту закона. Чрезвычайные происшествия в селениях волости случались крайне редко, а потому они долго помнились. В годовом отчете Балахнинского полицейского управления за 1863 год весь набор, уголовных преступлений. Так, за этот год в Балахнинском уезде с населением в 138 284 человека случилось два грабежа в домах, шесть - на дорогах, два убийства, три самоубийства, двадцать семь краж лошадей, обнаружили двадцать четыре подкидыша, изловили шестьдесят семь мужиков за самовольную порубку казенного леса. Балахнинское полицейское управление в 1867 году оштрафовало на 5 руб. 40 коп. за этот проступок в Решетихинской лесной даче желнинских крестьян. Менялись времена, менялись нравы. В 1909 году земство финансирует строительство телефонной линии, связавшей губернский город с Чернорецкой и Мысовской волостями. Первые телефоны были установлены в домах владельца бакалейной торговли на Сейме Г.Ф.Белякова, подрядчика колодезных работ из Локтева А.Т.Белова, владелицы лесного завода при станции Растяпино Матрены Земсковой, у Гурьевых в Решетихе, Кашеваровых, заводчика Комова, пароходчика Ремизова, в хоромах купцов из Желнина Кузнецова, Солина. Получила надежную связь больница, ветеринарный фельдшер. Почти век минул с тех пор. Давным-давно нет в помине старых телефонов с ручками. Ушли из языка многие слова, понятные когда-то каждому чернорецкому жителю. В те времена они говорили "айда" вместо "пойдем", "байт" означало "говорит", "варево" - "щи", "гасит" - "поднимается температура, болеет", "загалдели" - "зашумели". Гречу называли дикушей, петуха - кочетом, магазин - магазеей, паутину - тенято, а соседа - шабром, и при этом, как все нижегородцы, окали. Население Чернорецкой волости и ближних к ней селений вплоть до первой мировой войны, когда в наших местах появились беженцы из западных земель России, было сугубо однонациональным. В переписи населения в соответствующей графе о национальности значилась у каждого жителя лишь одна запись - "великоросс". Иных не встречалось.
|
© Использованы материалы книги Шальнова С.М. “Дзержинск – наш дом” (Издательство «Литера», 1999)