|
История, статьи, очерки
Фотографии нашего времени
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Фотографии прошлых лет
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Разные Фото
Виртуальные Экскурсии
Карты города и окрестностей
Полезная информация
Гостевая
О Проекте
|
Праздники и увеселения Народные гулянья в нашей местности получили самое широкое распространение лишь после повсеместной отмены крепостного права, когда крестьяне могли свободно вступать в брак. Каждая деревня имела свое излюбленное место сборищ молодежи. Желнинцы ходили гулять на "яр", что находился на взгорке близ деревни, растяпинцы собирались за околицей, на берегу Оки, у бабинцев это место называлось "горка". С первого мая до Петрова дня веселились молодые, получая передышку перед сенокосной страдой. Заря встречалась с зарей короткими июньскими ночами. Жаркий день сменялся вечерним благоуханием цветущих трав. Звонкий девичий голос зачинал: Ходил барин, гулял барин Тут выходил в середину видный молодец, сняв картуз, низко кланялся выбранной им девице, увлекал ее за собой в круг. Заканчивалась песня-игра словами о приготовлении к свадьбе. После Петровок хороводные песни не исполнялись, пелись другие. Песню о железной дороге, наверняка появившуюся после прокладки ее в нашем крае, неизменно сопровождала озорная припевка в чернорецкие гулянья: "Что за дивный славный конь? Не ест сена и овса. Только пьет воды помногу. Да и стонет всю дорогу. Выйдет, пройдет, за собою много везет. До чего народ доходит: самовар в пристяжке ходит...". Любовные песни наших земляков отличались незаурядной практичностью: "Полюбила я милого, нет кафтана у него. Продам мамин сарафан, куплю милому кафтан. Полюбила я милого, нет сапожек у него. Продам чашки, продам ложки, куплю милому сапожки...". К летним гуляньям молодежи каждая семья готовилась не на шутку. Немалые денежки приходилось выкладывать на наряды. Но что делать? Попробуй откажи - наживешь беды. Старшие дети - опора и надежда семьи, основные ее работники. Оттого их поддерживали, исполняли их прихоти. Таковы уж были порядки у наших предков: одетых в старое в хоровод не допускали, престиж семьи в глазах сельчан падал и возникали проблемы с замужеством, женитьбой. Являлись на праздник чернорецкие молодушки во второй половине XIX века непременно в новом шерстяном платье или сарафане, в цветастом шелковом платке. Надевали на руки хлопчатобумажные вязаные перчатки ярких расцветок. Поверх их на пальцы нанизывалось множество дешевых колечек. Парни щеголяли в длиннополых сюртуках тонкого сукна, в жилетах, в хороших сапогах. Пребывание в чужих краях большинства мужчин и парней накладывало своеобразный отпечаток на быт чернорецких селений: под влиянием увиденной ими городской культуры менялся патриархальный уклад деревенской жизни. Когда в праздник заводили песни и хороводы, то можно было увидеть местного кавалера в пиджаке и шляпе котелком, в глянцевых калошах, надетых на сапоги-бурки, а вокруг него девицы в шелковых кофтах и с зонтиками чинно ходили с песней и величаньем. В конце XIX - начале XX века окончательно забылись в деревнях и селах Чернорецкой волости хороводы. Гулянья молодых стали проходить чинно и однообразно: девицы в ярко-зеленых или синих юбках, густоотделанных кружевами и позументом, взявшись за руки, прохаживались по середине улицы, а за ними шли парни, меланхолично растягивая меха гармони. Девки меняли свои наряды по нескольку раз за день. Особым шиком среди местных молодушек считались привязанные косы. Даже имея неплохую собственную, деревенские модницы умудрялись нацепить себе на голову еще и накладную. Зимой собирались в домах на посиделки. Праздновали Рождество, особенно любили повеселиться в храмовый праздник - престол. Это торжество, посвященное Богу, Богородице, чудотворной иконе или святому покровителю, именем которого названа церковь в селе или которому посвящен один из церковных алтарей. А так как престол в церкви не один, то и праздников в приходе получалось несколько. Для верующих местный святой был как бы вторым лицом после Бога. Он покровительствовал всем молящимся, и к нему, как к своему наиболее доверенному заступнику, обращались с просьбами, нуждами, молитвами. Для прихожан церкви села Черного главным престольным праздником была Троица, отмечаемая ими на пятидесятый день после Пасхи, обычно в конце мая - начале июня. Вторым главным праздником православных здесь был Сергиев день. Желнинцы гуляли, славя Благовещенье. Более всех в нашей местности почитался святой Николай Чудотворец. В честь его названа церковь в Решетихе, придел Подъяблонской церкви (бывшего Дудина монастыря) в Петряевке, освящен престол в храме Желнина. Накануне Николина дня в доме прибирались: натирали полы, стены можжевеловыми ветками, обязательно пекли пироги, разливали студень, ходили в баню. Поутру в самый праздник семьями отправлялись в церковь. В день зимнего Николы после шестого декабря всю неделю никто не работал. Начиналась великая гостьба. Деревня делилась на несколько артелей: женатых мужиков, баб и девок. Прибывали родственники из других деревень. Толпами ходили из дома в дом угощаться. У каждого хозяина наизготове стояла водка с закуской: квашеная капуста, студень, пироги. Вот вваливается в дом ватага. Хозяйка старается всех хорошенько угостить. Их сменяют другие гости - и так каждый день до поздней ночи. Если в доме имелись неженатые сыновья, то они созывали всех девушек своей деревни. Особенно тяжко в такие дни приходилось женщинам: они принимали гостей, следили за хозяйством, в то время как их мужья беспрестанно бражничали. В конце XIX века по праздникам общинная гульба забылась, гостились только родственники, друзья. Но, случалось, веселье омрачалось буйными выходками, драками. До Троицына дня по вечерам в воскресенье девушки чернорецких селений собирались в рощах завивать березку. В светлый праздник Троицы березку развивали: зеленые веточки украшали лентами и с песнями несли в деревню. Не обходилось без семейного торжества и рождение в семье первенца. Особую родительскую гордость вызывало появление на свет мальчика - будущего кормильца родителей в старости, будущего хозяина, продолжателя рода. Только на мужскую душу сельская община давала надел земли, сенные покосы. Рождение девочки тоже было радостью для молодых родителей, так как приносила она в дом душевное тепло, доброту и ласку. Наши предки заботились о здоровье ребенка задолго до его рождения. Как правило, молодежь не употребляла спиртного вовсе или только по великим праздникам - раз-два в году. Во время свадьбы да и после нее молодым ни капли не наливали хмельного. Считалось, что до брака супруги должны были быть чисты оба. Боялись появления ребенка, зачатого в грехе. Семью, как и всюду у православных, планировала церковь. Веками отработанные правила поста предписывали воздержание в супружеских отношениях. А поста в православии до 205 суток на год! Ревизские сказки 1768 года дают подробные сведения о каждом домовладельце всех селений Черноречья и его семье. Фамилии, пришедшие от уличных прозвищ или по другим приметам, к тому времени еще не оформились. Они появились позднее. Чуть ли не половина всех жителей деревни Растяпино (ныне пос. Дачное) носила фамилию Бармины, коренные жители той же деревни - Хохалины, Королевы, Пегеевы. В Желнине испокон веков жили Марковы, Тарасовы, Куварины, Солины, Осокины, Рябиковы. В селе Черном - Постновы, Кабатовы, Бурановы. Самыми распространенными фамилиями в Колодкине были Маркитановы, в Бабине - Бочкаревы, Сухаревы, Бровины, в Игумнове - Шулешовы, в Юрьевце - Постниковы, Мословы. Выбор имени новорожденного мало зависел от воли родителей. Обычно на вопрос священника: "Каким именем младенца назвать хотите?" - следовал ответ: "Как сами скажете, батюшка. Гляньте в Святцах". Придерживались следующего правила: мальчика крестили "под святого", девочку "за святой". И был день ангела, или именины, - праздник имени, избранного по божественному промыслу, оттого им дорожили, его берегли. Пятеро-семеро и более детей в доме чернорецкого крестьянина - обычное дело. Девочки начинали работать с раннего возраста. В игре с куклами учились они рукоделию, стряпне. Игра постепенно переходила в работу - девочки всегда были рядом с матерью, с бабушкой и участвовали во всех работах по дому: стирали, мыли, латали одежду. Была для них и особо тяжелая работа, которую выполняли порой и мальчики, - нянчить младших. Мальчики пасли домашний скот, рыбачили, обеспечивали дом запасами грибов, ягод, носили воду, пилили и кололи дрова, были всегда под рукой у старших в страдную пору на сенокосе, в поле. Работы всегда было много. В отсутствие в доме отца и старших братьев, ушедших на промысел, она тяжким бременем ложилась на хрупкие плечи детей, женщин, стариков. Даже двенадцатилетние подростки нередко уходили с отцами на заработки в чужие края. Были у детей и свои игры и развлечения, веселились они и на праздниках вместе со взрослыми. Мальчики играли в лапту, в рюхи, девочки наравне с девушками ходили завивать березку: образовывали свои, отдельные от взрослых хороводы. Накануне Рождества дети колядовали. К концу XIX века старые традиции славления, основанные на фольклоре, стали забываться. "Виновниками" в том оказались чернорецкие школяры. К празднику они наловчились заучивать церковные песнопения, духовные стихи, которые распевали в избах. Это новшество нравилось селянам больше традиционных колядок, и благодарили за них хозяева ребятню щедрее. А детвора таким способом зарабатывала себе деньги на обновы.
|
© Использованы материалы книги Шальнова С.М. “Дзержинск – наш дом” (Издательство «Литера», 1999)