dzerzhinsk-nnov.narod.ru
История, статьи, очерки
Фотографии нашего времени
Фотографии прошлых лет
Разные Фото
Виртуальные Экскурсии
Карты города и окрестностей
Полезная информация
Гостевая
О Проекте

Принцип Актуальности

Сватовство и свадьба

На сельских праздниках и гуляньях молодые люди ближе знакомились, выбирали себе спутников и спутниц в долгую жизнь. Крестьяне деревни Желнино, испокон веков относившиеся к вотчине Дудина монастыря, по укоренившейся традиции в конце XVIII - начале XIX века брали себе в жены исключительно правобережных невест, из деревень той округи - Подъяблонное, Дубенки, Трестьяны, Польцо, Шевариха. Доморощенными невестами тоже, конечно, не пренебрегали.

В селениях, ближних к волостному селу Черному, женихи предпочитали невест своих же окружных деревень. Чужих, с дальней стороны, в те времена чернорецкие парни в жены не брали.

Свадьбе в нашей местности предшествовало обязательное сватовство. С этой целью доверенное лицо жениха - сваха отправлялась в дом будущей невесты. Заходила туда будто бы совсем случайно, передохнуть, водички или кваску попить. Садилась под матицу, заводила неспешный разговор о том о сем. Как бы между прочим, ненароком спрашивала: "Велика ли семья, хозяюшка, у вас? Дочерей сколько? Не пора ли старшую замуж выдавать?" Получив утвердительный ответ, во всю расхваливала жениха. При желании хозяев дома породниться посылали за дочерью. Сваха, оглядев молодицу, приглашала к себе ее мать с ответным визитом.

Через несколько дней мать невесты являлась в сопровождении родственницы в дом жениха и придирчиво" осматривала хозяйство будущей родни: обходила избу, клети, заглядывала в амбар - много ли хлеба припасено на зиму. Затем парень звал всех в горницу - потчевал гостей пирогами, чаем, вином. При согласии продолжить сватовство мать невесты приглашала всех с жениховой стороны отгостить к себе. В назначенное время прибывали к невесте сваты. Молились на иконы, садились за накрытый стол. Нарядная девица выходила к сватам, а жених спрашивал ее: "Дозволь узнать, как вас звать-величать?" Девушка в свою очередь справлялась об имени суженого. Наверняка молодые люди хорошо знали друг друга, познакомившись заранее, однако обычай соблюдался еще с тех пор, когда смотрины были первым знакомством вступающих в брак. Сумма выкупа невесты на сговоре достигала обычно тридцати пяти рублей. Кроме того, семья со стороны жениха по уговору обязывалась справить невесте к свадьбе шубу или пальто на ватине, хорошие сапожки.

После рукобитья свадьба расстроиться уже не могла - большой грех за это ложился на виновную сторону. Недели через две назначали венчанье в церкви и свадебный пир. Расходы с жениховской стороны на этом не кончались. До свадьбы он обязан принимать и угощать всех родных и подруг невесты, когда бы они к нему ни заявлялись. Навещая невесту, он должен являться к ней с пряниками, леденцами, орехами. Обычаи эти соблюдались тогда даже самыми бедными. Накануне свадьбы у невесты устраивали девичник. На него приглашались подруги, товарищи жениха, родственники с обеих сторон.

В день свадьбы часов в девять утра от дома жениха отправлялся к невесте длинный поезд конных повозок, украшенных лентами, бубенцами, цветами. Жених с дружкой с шутками-прибаутками под громкий смех и возгласы многочисленных гостей торговались с подругами невесты за право входа в ее дом. В горнице "покупали" место в красном углу. Тем временем мать благословляла дочь иконой, покрывала ей голову платком так, чтобы не было видно лица, выводила в горницу, усаживала рядом с женихом под неумолкаемое пение подруг.


Выселки села Черного. Нач. XX в.

Перед отправкой свадебного поезда в церковь села Черного жених под дружный смех и прибаутки выкупал невестино приданое. В последний раз всех обходили кругом с иконой Михаила Архангела, берегущего молодых от порчи и сглазу. Поезд отправлялся в церковь. В то время когда молодых вели из церкви, наблюдали за погодой: если ненастная - будут жить богато, ветер - бедно, тихо - очень бедно. После венчанья в храме отправлялись в дом жениха на свадебный пир. На крыльце венчаных встречали крестный отец с иконой и крестная мать с хлебом-солью. Гости обедали, отдыхали.

Пир начинался с шести часов вечера. Праздничный стол ломился от яств. Источали аромат мясные наваристые щи, лапша молочная и мясная, каша гречневая, румянились пышные пироги с мясом, с капустой. Тут и там возвышались горы блинов, в глиняных плошках золотилась яичница, чесноком благоухал аппетитный студень. В начале застолья молодая жена обносила мужнину родню дорогими подарками - ситцевыми отрезами на рубахи, головными цветастыми платками. В ответ родственники одаривали молодых деньгами. Захмелевшие гости без умолку кричали: "Горько! Подсластить надо б!" На что молодые прилюдно целовались, а гости под громкие одобрительные возгласы и шутки бросали на блюдо деньги. У зажиточных крестьян свадьба проходила еще пышнее и торжественнее: священнослужители сопровождали молодых из церкви до дому, пировали гости не три дня, а всю неделю, переходя угощаться в дом родителей то жениха, то невесты. Такая свадьба считалась очень богатой и обходилась устроителям в конце XIX века в двести рублей.

к оглавлению
1 2 3 4 5 6 »

© Использованы материалы книги Шальнова С.М. “Дзержинск – наш дом” (Издательство «Литера», 1999)

Используются технологии uCoz