|
История, статьи, очерки
Фотографии нашего времени
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Фотографии прошлых лет
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Разные Фото
Виртуальные Экскурсии
Карты города и окрестностей
Полезная информация
Гостевая
О Проекте
|
Сватовство и свадьба На сельских праздниках и гуляньях молодые люди ближе знакомились, выбирали себе спутников и спутниц в долгую жизнь. Крестьяне деревни Желнино, испокон веков относившиеся к вотчине Дудина монастыря, по укоренившейся традиции в конце XVIII - начале XIX века брали себе в жены исключительно правобережных невест, из деревень той округи - Подъяблонное, Дубенки, Трестьяны, Польцо, Шевариха. Доморощенными невестами тоже, конечно, не пренебрегали. В селениях, ближних к волостному селу Черному, женихи предпочитали невест своих же окружных деревень. Чужих, с дальней стороны, в те времена чернорецкие парни в жены не брали. Свадьбе в нашей местности предшествовало обязательное сватовство. С этой целью доверенное лицо жениха - сваха отправлялась в дом будущей невесты. Заходила туда будто бы совсем случайно, передохнуть, водички или кваску попить. Садилась под матицу, заводила неспешный разговор о том о сем. Как бы между прочим, ненароком спрашивала: "Велика ли семья, хозяюшка, у вас? Дочерей сколько? Не пора ли старшую замуж выдавать?" Получив утвердительный ответ, во всю расхваливала жениха. При желании хозяев дома породниться посылали за дочерью. Сваха, оглядев молодицу, приглашала к себе ее мать с ответным визитом. Через несколько дней мать невесты являлась в сопровождении родственницы в дом жениха и придирчиво" осматривала хозяйство будущей родни: обходила избу, клети, заглядывала в амбар - много ли хлеба припасено на зиму. Затем парень звал всех в горницу - потчевал гостей пирогами, чаем, вином. При согласии продолжить сватовство мать невесты приглашала всех с жениховой стороны отгостить к себе. В назначенное время прибывали к невесте сваты. Молились на иконы, садились за накрытый стол. Нарядная девица выходила к сватам, а жених спрашивал ее: "Дозволь узнать, как вас звать-величать?" Девушка в свою очередь справлялась об имени суженого. Наверняка молодые люди хорошо знали друг друга, познакомившись заранее, однако обычай соблюдался еще с тех пор, когда смотрины были первым знакомством вступающих в брак. Сумма выкупа невесты на сговоре достигала обычно тридцати пяти рублей. Кроме того, семья со стороны жениха по уговору обязывалась справить невесте к свадьбе шубу или пальто на ватине, хорошие сапожки. После рукобитья свадьба расстроиться уже не могла - большой грех за это ложился на виновную сторону. Недели через две назначали венчанье в церкви и свадебный пир. Расходы с жениховской стороны на этом не кончались. До свадьбы он обязан принимать и угощать всех родных и подруг невесты, когда бы они к нему ни заявлялись. Навещая невесту, он должен являться к ней с пряниками, леденцами, орехами. Обычаи эти соблюдались тогда даже самыми бедными. Накануне свадьбы у невесты устраивали девичник. На него приглашались подруги, товарищи жениха, родственники с обеих сторон. В день свадьбы часов в девять утра от дома жениха отправлялся к невесте длинный поезд конных повозок, украшенных лентами, бубенцами, цветами. Жених с дружкой с шутками-прибаутками под громкий смех и возгласы многочисленных гостей торговались с подругами невесты за право входа в ее дом. В горнице "покупали" место в красном углу. Тем временем мать благословляла дочь иконой, покрывала ей голову платком так, чтобы не было видно лица, выводила в горницу, усаживала рядом с женихом под неумолкаемое пение подруг.
Выселки села Черного. Нач. XX в. Перед отправкой свадебного поезда в церковь села Черного жених под дружный смех и прибаутки выкупал невестино приданое. В последний раз всех обходили кругом с иконой Михаила Архангела, берегущего молодых от порчи и сглазу. Поезд отправлялся в церковь. В то время когда молодых вели из церкви, наблюдали за погодой: если ненастная - будут жить богато, ветер - бедно, тихо - очень бедно. После венчанья в храме отправлялись в дом жениха на свадебный пир. На крыльце венчаных встречали крестный отец с иконой и крестная мать с хлебом-солью. Гости обедали, отдыхали. Пир начинался с шести часов вечера. Праздничный стол ломился от яств. Источали аромат мясные наваристые щи, лапша молочная и мясная, каша гречневая, румянились пышные пироги с мясом, с капустой. Тут и там возвышались горы блинов, в глиняных плошках золотилась яичница, чесноком благоухал аппетитный студень. В начале застолья молодая жена обносила мужнину родню дорогими подарками - ситцевыми отрезами на рубахи, головными цветастыми платками. В ответ родственники одаривали молодых деньгами. Захмелевшие гости без умолку кричали: "Горько! Подсластить надо б!" На что молодые прилюдно целовались, а гости под громкие одобрительные возгласы и шутки бросали на блюдо деньги. У зажиточных крестьян свадьба проходила еще пышнее и торжественнее: священнослужители сопровождали молодых из церкви до дому, пировали гости не три дня, а всю неделю, переходя угощаться в дом родителей то жениха, то невесты. Такая свадьба считалась очень богатой и обходилась устроителям в конце XIX века в двести рублей.
|
© Использованы материалы книги Шальнова С.М. “Дзержинск – наш дом” (Издательство «Литера», 1999)