dzerzhinsk-nnov.narod.ru
История, статьи, очерки
Фотографии нашего времени
Фотографии прошлых лет
Разные Фото
Виртуальные Экскурсии
Карты города и окрестностей
Полезная информация
Гостевая
О Проекте

Принцип Актуальности

СУДОВЩИКИ

Постройка судна для собственного дела требовала личного участия хозяина, его ближайших родственников, постоянного хозяйского глаза. В нашей местности большинство владельцев расшив были крестьяне, живущие на берегах Оки: Неводчиковы в Желнине; Бровкины в Черном; Зимин, Заворуев в Дуденеве. Как правило, они имели в личном владении по 3 - 4 судна. Строились эти судна на судоверфях без чертежей и планов и даже без простейших технических приспособлений самым обычным плотницким инструментом. Искусство судостроения передавалось из поколения в поколение.

Главным грузом для перевозок на судах по Оке и Волге было зерно. Хлеб закупали обычно зимой. Судовладельцы тогда же заключали договора на его перевозку - фрахт. С наступлением Великого поста начиналась ряда бурлаков, которая происходила на бурлацких базарах. Крупнейшие из них шумели в Нижнем Новгороде, также шла ряда бурлаков в Пучеже, Василевой слободе (Чкаловске), в волостном селе Черном на Оке, в Касимове, Балахне.

Основными поставщиками бурлаков для Волги в начале XIX века были чернорецкие селения, особенно села Черное, Желнино, Бабушкино, Игум-ново, Бабино, деревни Гнилицкой и Мысовской волостей. С набором рабочей команды хлопоты судовщиков не заканчивались. Ответственный момент - выход в плавание в условиях ледохода. Бывали случаи, когда нагромождение льдин, будто скорлупу, вдребезги разбивало посудину, еще стоящую у причала. День открытия навигации на Оке в Черноречье был большим праздником. На судах, готовых к отплытию, служили молебны, обносили борта чудотворной иконой, кропили святой водой.

Благополучно добравшись до низовых пристаней в Астрахани, чернорецкие судовщики спешно грузили товар и немедля отправлялись в обратный путь, чтобы по большой воде успеть пройти без разгрузки верховые плесы Волги. Для бурлаков наступала самая тяжелая пора. Они начинали работу с рассвета и заканчивали затемно. Проходили бурлаки за долгий день по 10 - 14 верст. Часто сильный ветер мешал идти, быстрое течение крутило расшиву.

Своего расцвета судовой промысел достиг в 30 - 40-е годы XIX века, когда по Волге ходило до тысячи расшив и других деревянных судов. С 50-х годов эти типы судов постепенно стали исчезать, вытесняться буксирными пароходами, баржами.

Владельцы деревянных расшив разорялись. Богатые судовладельцы обзаводились пароходами, открывали собственные торговые дела. Те, что победнее, нанимались на судоверфи строить баржи, на пароходы - кассирами, буфетчиками, грузчиками - "горбачами" на пристань. Самых опытных судовщиков хозяева пароходов приглашали к себе на службу капитанами пароходов, буксиров, их помощниками, лоцманами. Многие жел-нинские крестьяне, разбогатев на перевозке грузов, завели собственную торговлю рыбой. Закупали ее в Астрахани и сбывали на Нижегородской ярмарке в Москву, Санкт-Петербург, за границу. Одним из самых значительных рыботорговцев из Желнина стал купец 1-й гильдии Солин, отправлявший за границу более 400000 пудов рыбьего жира в год. Главными покупателями этого продукта в Астрахани являлись также компаньоны купца Солина: Крицков из Желнина, Орехов и Смолин - горбатов-ские купцы. Предприимчивые торговцы скупали рыбий жир в Астрахани по 2 руб. за пуд, а продавали по 3 и 3 руб. 70 коп. На ярмарке они были главными продавцами красной и черной икры.

Другой желнинский рыботорговец Марков вел дела с миллионным оборотом. Не отставал от него в предприимчивости Кузнецов, также желнинский житель. Далеко не всем чернореченцам на рыбных промыслах светила удача. Тяжелая, изнурительная работа в бригаде по добыче и обработке рыбы под палящими лучами солнца нередко подрывала здоровье отходников. Как правило, из-за инфекционных болезней некоторые оказывались в больничном бараке. Расплачивалось за их лечение в чужих краях сельское общество, к которому был приписан заболевший. Это вызывало недовольство односельчан, и сельские старосты с неохотой выдавали разрешения на отходный промысел на Каспий.

Часто рыбные промыслы служили своеобразной колонией для отчаянных парней, сбегавших туда тайком, чтобы освободиться от родительской опеки. Многие из них исчезали там бесследно.

к оглавлению
« 7 8 9 10 11 12 13 14 15 »

© Использованы материалы книги Шальнова С.М. “Дзержинск – наш дом” (Издательство «Литера», 1999)

Используются технологии uCoz