|
История, статьи, очерки
Фотографии нашего времени
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Фотографии прошлых лет
Дзержинск
Окрестности Дзержинска
Нижегородская область
За пределами Нижегородской области
Разные Фото
Виртуальные Экскурсии
Карты города и окрестностей
Полезная информация
Гостевая
О Проекте
|
Предание. Дудин монастырь. Рассказывали старожилы, почему монастырь Дудиным прозвали. Давно это было... В нашем краю язычниками люди жили, пра¬вославной веры не знали. И вот пришли на правый высокий берег Оки монахи из суздальской земли. В свой скит завлекли они рассказами юно¬го пастушка, что стадо поблизости изо дня в день на лугу пас, собирал коров искусной игрой на дудочке. Стал пастушок монахом. А занятие свое - игру на дудочке - никак забыть не может. Заберется украдкой в густые заросли черемухи и знай себе на дуде наигрывает. Однажды по Оке на стругах плыл знатный князь со своей дружиной. Поравнялись они с мес¬том, где обитель убогая стояла, и заслушались игрой юного инока. Так был очарован князь чудесными звуками, что приостановил струг, послал воинов найти искусного дударя. Князь на высокий берег поднялся, окски¬ми далями залюбовался. Так ему место понравилось, что приказал он тут монастырь поставить и назвать его Дудиным. Существует и другое преда¬ние. Шел войной на Казанское царство Иван Грозный. Когда по Оке на стругах мимо наших мест проплывали, пристали воины к берегу, остано¬вились на высоком берегу на ночлег. Уснули все богатырским сном. Спит и царь крепко. Только поутру, чуть рассвет забрезжил, раздались звуки дудочки. Проснулся грозный царь, глянул из шатра: сидит на камне юный пастушок, на дуде наигрывает, стадо свое собирает. Рассердился гроз¬ный царь, кричит, чтобы убирался восвояси, а не то воинов перебудит - им дорога дальняя предстоит. Так увлекся игрой пастушок, ничего не слы¬шит, знай себе наигрывает. Снова окликнул царь пастушка, но не обер¬нулся юноша... Схватил Иван Грозный копье да что есть силы бросил его. Сразил насмерть пастушка. Умолкла дудочка. Покорил Грозный татарское ханство, домой в Москву по Оке возвращается. У того места на Оке вспом¬нил, как невинного отрока жизни лишил, захотел искупить вину. Повелел он на том месте монастырь построить и назвать его Дудиным. Николаевский Амвросиев Дудин монастырь ахватывает дух от красоты, что открывается всякому с высоты берега на окские дали, где стоял когда-то Амвросиев Дудин монастырь. Место это и по своему прошлому, и по расположению необыкновенно русское, с простыми и понятными названиями селений вокруг: Подъяблонное, Подвязье, Желнино, Тетерюшево, Ченцово, Колесница, Каликино. Не одно поколение желнинцев в прошлом было связано с мужским Амвросиевым Дудиным монастырем.
Строения Николаевского Амвросиева Дудина монастыря. Фото 30-х гг. XX в Нет точной даты основания монастыря. О нем упоминается впервые в летописи 1445 года в связи с освобождением великого князя Василия Васильевича Темного из плена. Дьяк князя Дмитрия Шемяки Федор Дубенский и мурза Бигич плыли по Оке от Мурома к Нижнему Новгороду. Услышали они об освобождении великого князя и возвратились от Дудина монастыря в Муром, где Бигич был взят под стражу наместниками князя Василия Ивановича. Из надписи на Евангелии, писанном на пергаменте и принадлежавшем Дудину монастырю, видно, что в 1408 году монастырь был уже обустроен и имел настоятелем игумена. Иван Грозный, которому предания приписывают его основание, родился в 1530 году. Можно предположить, что основание обители относится к XIV-XV векам, когда в Нижнем уже действовали Печерский, Благовещенский и Зачатейский монастыри. Архимандрит Макарий, составивший историю монастыря в прошлом веке, объясняет его название. Амвросиевым он назван по имени его основателя и первого строителя Амвросия, Николаевским - от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая обретена была на берегу реки Оки, в том месте, где в честь этого события и возведен монастырь. Название же Дудин произошло от близлежащего села Дуденева, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом содействовавшие строительству обители. В XV - XVI веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. По левому земли его тянулись до Пырского озера и реки Ржавки (Нижний Новгород). По правому берегу - до реки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район). В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерю-шево, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй - 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные - на рублевом оброке. Балыки, икра, мед, воск, пушнина и в те времена считались ценными товарами. Их в изобилии поставляли для торговли монахи Дудина монастыря. Землепашцы с монастырских земель изгонялись. До сих пор в бывших владениях, в окрестностях Желнина, Дубенах, Арапове сохранились высокоствольные сосны, могучие дубы - остатки бортных владений. В 70-х годах XVI века во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение - каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились на месте бывшего монастыря. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение - колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы. Дудину монастырю принадлежали строения в Нижнем. По сотной грамоте, составленной при царе Михаиле Федоровиче в 1630 году, в Нижегородском кремле "стоял двор, а на дворе келья и городьба, строения того же монастыря". Неподалеку располагался еще один монастырский двор для приезда крестьян. Вне кремля возле городских стен раскинулся другой двор с торговыми лавками у Дмитровских ворот. Четвертый двор, с фруктовым садом, находился у Варварских ворот. В монастыре на Оке всей братии в разное время числилось от 15 до 30 человек. В монастырской слободке жили крестьяне, получавшие жалование: стряпчий, кузнец, мельник, плотник, каменщик, штукатур, рыбак, иконописец. В 1761 году обитали в монастыре по именным указам один капитан и семь человек отставных солдат.
Один из храмов Амвросиева Дудина монастрыря. Нач. XX в. Пять веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали. Стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород останавливался здесь Сергий Радонежский и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. С 1677 года по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству. В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили "за неимением средств на содержание". Часть имущества, построек переходят в распоряжение нижегородских монастырей и церквей. Теряет обитель ценные дары-вклады: старинные богато украшенные иконы, церковную утварь. В бывшей монастырской церкви остаются немногие из святынь, наиболее ценные реликвии, среди которых явленная икона святого Николая Чудотворца. Долгое время хранили прихожане рукописное свидетельство о чудесном исцелении этой иконой крестьянина Курмышского уезда Петра Алексеева и сына его Федора, которые в 1755 году при архимандрите Аароне приходили в обитель "для молебного благодарственного пения перед образом". Икона признавалась не только явленной, но и чудотворной, исцеляющей от болезней и предохраняющей от бед. На своем месте оставлена икона Успения Божьей Матери, вложенная патриархом Иоакимом в 1677 году, украшенная серебряной ризой, искусной позолотой чеканной работы; старинные евангелия, напрестольный крест с двадцатью тремя частями святых мощей, а также архимандричий посох и кресло деревянной работы, обтянутое кожей. Первым настоятелем Дудина мужского монастыря значился Амвросий, за всю же историю обители известны имена более двадцати настоятелей. Интересна судьба одного из них - игумена Евфимия родом из Нижнего Новгорода, управлявшего обителью с 1593-го по 1596 год. Его имя становится известным с 1610 года. В этом году он, будучи архимандритом московского Новоспасского монастыря, сопутствовал Филарету (отцу будущего царя Михаила Федоровича) и Амвросию Палицыну в составе посольства от патриарха Гермогена и бояр к польскому королю Сигизмунду III с предложением об избрании Владислава на русский престол. Евфимий и Палицын по настоянию польского короля отправились в Москву, чтобы "привести московских людей к крестному целованию на королевское имя". По свидетельству, проникнув в коварные планы поляков, они не выполнили в Москве поручения короля. После этого Евфимий в 1612 году подписал под грамотой князя Дмитрия Пожарского: "Отстоять Москву или положить за нее живот". Но в 1613 году, вероятно за самовольное сношение с польским королем и разногласия с остальными послами, он переведен из Новоспасского монастыря настоятелем в прежний Дудин, где и умер в 1615 году. В печальное время управления Нижегородской епархией епископом Исаею (1699 - 1708), сосланным позже в Кирило-Белозерский монастырь, цветущая Дудина обитель пришла в запустение и упадок. Братия в то время, по словам летописца, была "пьющая и часто переменная". Да и начальство в обители не отличалось добродетелями, так что в 1700 - 1713 годах переменилось пять настоятелей. Для исправления братии нижегородским преосвященным Селиверстом был послан иеромонах Печерского монастыря Иоасаф (Иосиф), произведенный 19 мая 1713 года в дудинские игумены. Ему удалось наладить порядок в обители и восстановить ее былую славу. Не уцелел Дудин монастырь и его соборный Успенский храм. Но даже камни способны пробудить человеческую память, оживить воображение и воскресить жизнь наших предков, напомнить о наших корнях.
см. современные фото Дудина монастыря см. фото Дудина монастыря прошлых времен |
© Использованы материалы книги Шальнова С.М. “Дзержинск – наш дом” (Издательство «Литера», 1999)